Материнская школа во Франции
Методика Полины Кергомар
Детский сад в России, Материнская школа во Франции — все это дошкольные образовательно-воспитательные учреждения. Название придумала французский педагог второй половины XIX века Полина Кергомар, предложившая вместо традиционных методик работы с малышами более доступные и увлекательные для них — игровые. Кроме того, Полина требовала полностью запретить телесные наказания для детей и сделать акцент на общении и беседах.
Французские мамы отправляют в такие школы своих малышей в возрасте двух — двух с половиной лет. Как они устроены?
Материнские школы — детские сады — во Франции
Особенности:
- В детский сад можно водить ребенка на полный или неполный день, все зависит от желания родителей.
- Полный день работы садика в крупных городах — с 7.30 утра до 18.30 вечера, в провинциях материнские школы принимают детей на три часа с утра и три часа после обеда.
- Каждая материнская школа включает в себя три возрастные группы: от двух до четырех, от четырех до пяти и от пяти до шести лет.
- Многие садики закрыты в среду и воскресенье, и на среду родители нанимают приходящую няню или договариваются с бабушками и дедушками.
- Питание в садиках устроено по-разному: в одних заведениях кормят примерно как в России, в определенное время и непосредственно в группе; в других — отводят малышей в соседнее кафе, где они с удовольствием съедают домашние бутерброды; в третьих — вообще отсутствует питание, и родители в обед забирают малышей домой поесть.
Чем занимаются французские дети в садиках
В младшей группе с ребятами проводят много игр, как подвижных, так и развивающих.
В средней группе главной целью воспитания становится общение, или, говоря научным языком, получение детьми навыков социализации. Кроме того, дети рисуют, лепят, собирают конструкторы, играют в мяч.
Старшие воспитанники усердно готовятся к школе: считают, учат буквы, пишут.
С детьми младшей группы занятия часто ведутся с помощью кукольного театра или кукол-марионеток.
Воспитанники всех групп обязательно гуляют, а один-два раза в неделю во многих материнских школах устраиваются интересные походы и пикники на природе, с обедом на свежем воздухе.
Особенности воспитательного процесса
- Во Франции не принято повышать голос в общении с детьми и уж тем более поднимать на них руку.
- Отношения между воспитателями и детьми строятся на взаимном понимании и ласке.
- Малышу в садике не дают плакать, уделяя столько внимания, сколько он потребует.
- Французские дети приходят в сад со своей любимой национальной игрушкой — дуду, чтобы рядом была как бы часть семьи, это не только желательно, но и обязательно.
- Несмотря на кажущуюся атмосферу излишнего тепла, во всех садиках царит довольно строгая дисциплина и порядок.
- В материнских школах работают профессионалы, прошедшие строгий отбор; среди них немало мужчин.
- Для занятий с детьми иммигрантов в некоторых садиках есть должность переводчика и учителя французского языка.
Ясли по-французски
Есть во Франции и ясли (кому интересно — первые ясли появились в эпоху Парижской Коммуны), но их, в отличие от детских садов, очень немного, и принимают детей они, начиная с трехмесячного возраста. Если в материнские школы очередей давно нет, то для того, чтобы попасть в ясли, необходимо заранее предупредить об этом власти и написать заявление. Ясли в стране бесплатные, родители платят исключительно за питание, и то в зависимости от размеров дохода семьи. Каждому крошке, посещающему ясли, государство выделяет некоторое количество подгузников и других предметов личной гигиены.
Во Франции в ясли ходит 1/5 часть всех детей, а в материнские школы почти все без исключения, хотя посещение сада в стране не является обязательным. Примерно 1/10 всех дошкольных учреждений во Франции принадлежит католической церкви.