Как организовать производство кисломолочной продукции
Наши граждане потребляют кисломолочные продукты в огромном количестве, а само производство означенных продуктов в нашей стране неплохо развито. Все мы знаем, что такое ряженка, йогурт, кефир, нам отлично известны гастрономические качества вышеперечисленных продуктов, насколько они полезны, необходимы для нашего организма. Спрос на кисломолочные продукты, то есть продукцию молочных заводов, частных хозяйств большой, а значит, экономический смысл заниматься вышеописанным производством есть. Речь идет об открытие собственно молочного завода или просто небольшого цеха по переработке молока.
Под обустройство молочного завода понадобится здание, которое можно будет разделить на помещение для приемки молока, помещение для его хранения, производственный цех, где будет проходить переработка молока на различные кисломолочные продукты. Придется так же выделить помещение под лабораторию, помещение, где будет проводиться санитарная обработка оборудования, инвентаря. На обустройство завода примерно уйдет 300000-400000 долларов.
Работают такого рода заводы круглосуточно, то есть предпринимателю придется нанять немало рабочего персонала, а это три смены, то есть как минимум три мастера и шесть рабочих, плюс еще лаборанты, два технолога. Технологи и лаборанты работают 5 дней в неделю у них обычный восьмичасовой рабочий день. Заработная плата технолога 700-1000 долларов, лаборанта, как и мастера — 500-700 долларов, а заработная плата рабочего вместе с премией 300-500 долларов в месяц.
Предпринимателю необходимо будет такое оборудования, как гомогенизаторы, аппарат для пастеризации, оборудование для приема, охлаждения молока. Придется приобрести сепараторы, автомат для упаковки готовой кисломолочной продукции, насосы, прочее вспомогательное оборудование. Размер капиталовложений в производственный фонд зависит от масштаба производства, планов на будущее. Молочный завод, рассчитанный на переработку двух тысяч литров молока в сутки, требует не менее 350000 долларов. За эти деньги можно спроектировать завод, оборудовать лабораторию, цех переработки, подсобные помещения, а так же отдел приемки сырья, то есть молока.
Прежде, чем разворачивать рекламную компанию, начинать поиск клиентов, стоит провести полномасштабное исследование спроса на кисломолочные продукты. Только опираясь на статистические данные, так предприниматель сможет понять, каковы перспективы данного бизнеса в его регионе. Учитываю спрос, предприниматель может точно рассчитать оптимальную мощность своего молочного завода, сформировать ассортимент производимой продукции. Молочные заводы работают на сырье, которое им поставляют молочные фермы, предприниматели-заготовители, частные лица, обычно это жители сельской местности. Многие предприятия занимаются закупкой молока у населения самостоятельно, для чего им необходим как минимум один специально оборудованный грузовой автомобиль-цистерна.
Важно, чтобы производимая молочным заводом продукция хорошо продавалась, пользовалась широким спросом, поэтому без некоторых маркетинговых хитростей предпринимателю не обойтись. В первую очередь это оригинальная, красивая упаковка. Речь идет о ее форме, материале, размере и так далее. В случае если это кисломолочные продукты для детей, то упаковка должна быть яркой, красочной, небольшого размера, на ней можно разместить помимо логотипа предприятия изображения сказочных героев, персонажей мультфильмов. Реклама рекламой, но если товар реализуется по цене, выше чем у конкурентов, а качество продукции не лучше, чем у других производителей, то со сбытом будет туго. Возможно, что с организацией сбыта, могут помочь специальные предприятия, специализирующиеся на продвижение бизнеса. Специалисты из такой фирмы могут помочь организовать, наладить все связанные с бизнесом в сфере переработки молока коммерческие, организационные процессы (заготовка сырья, реклама, организация сбыта, подбор и закупка оборудования, поиск персонала).
Наиболее простая для молочного завода система сбыта продукции через местные супермаркеты, магазины продтоваров, столовые. Предприятие поставляет продукцию в означенные торговые точки оптовыми партиями, обычно товар отдается под реализацию, хотя для предпринимателя выгоднее, безопаснее, когда оптовый покупатель рассчитывается полностью в момент получения товара. Не так сложно наладить сбыт в страны ближнего зарубежья, а вот со странами ЕС сложнее, здесь более жесткие нормы санитарного контроля и так далее, отечественных производителей там не особо приветствуют. Нельзя забывать, что спрос на кисломолочную продукцию летом более высокий, чем зимой, особенно когда речь идет о таких продуктах, как мороженое, йогурты. Именно потому следует корректировать объем выпуска того или иного молочного продукта в зависимости от сезона.
В определенной степени на систему организации сбыта, ассортимент, объемы производства влияет место дислокации молочного завода. Расположенный в маленьком городе завод, если это большое предприятие, не сможет продавать всю свою продукции в данном регионе. Большую часть произведенной там продукции заводу придется экспортировать в другие регионы страны. В результате приприятию понадобится больше специальной техники, оборудования, а так же обслуживающего все это персонала.
В процессе составления бизнес плана производства кисломолочных товаров, стоит определить статью постоянных расходов. Важно знать, пусть и приблизительно, сколько в месяц будет уходить на аренду помещения, коммунальные услуги, оплату труда персонала молочного завода, рекламу, закупку сырья.
Кисломолочный цех, если брать описанные выше параметры производства, должен себя окупить при полной загруженности через 3-4 года, хотя если ассортимент продукции грамотно расширить, не ограничиваясь только базовой кисломолочной продукцией, то капиталовложения отобьются еще быстрее. Акцент необходимо делать на качественной продукции массового потребления. Удачи!